mozhav (mozhav) wrote,
mozhav
mozhav

Categories:

Проходные дворы Подколокольного



14 июня 2019 г. Департамент культурного наследия отказал в охранном статусе дому по адресу Подколокольный переулок, 4, стр. 5. С 2009 года, когда у застройщиков появились планы по освоению квартала позади церкви на Стрелке, дом был прикрыт званием "заявленного" объекта. По замечательному совпадению, отказ в утверждении постоянного статуса последовал после продажи дома с аукциона по цене квартиры в этом квартале, т.к. предполагалось, что новый собственник возьмет на себя расходы по реставрации здания.



Строение 5 расположено в глубине сложного проходного двора, на плане 1852 г. это третье от стрелки улиц владение (на месте второго, с парадным двором и полукруглым сквериком с 1882 года стоит Дом с атлантами). Войти сюда можно с Солянки, в ворота справа от дома №9. Отсюда виден дворовый фасад соседних Атлантов, но сами дворы изолированы друг от друга. И Атланты, и соседние с ними дома по обе стороны Подколокольного построены или перестроены академиком архитектуры В.Н. Карнеевым, отсюда заметная цельность этого городского фрагмента.



Прямо и налево, к проездной арке строения 5, разделяющего владение на две заковыристых части. По левую руку - двухэтажный флигель XIX в. За этот дивный фотоэтюд благодарим Алексея Михайловича Дедушкина.



Справа - строение 5, самая ранняя постройка квартала. Скромный трёхэтажный дом с чертами ампира, с облицованным белым камнем цоколем и мощными перемычками над его окнами. В кладке 1го этажа видны клейма середины XIX века. В 1909 году дом был реконструирован, расширен и надстроен.



Согласно данным обследования, проведенного Мастерской №17 Моспроекта-2 в 2003 году, часть первого этажа здания и сводчатый подвал под нею выстроены не позже 1730-х гг. Известно, что с 1750-х гг. усадьбой владел князь Тимофей Иванович Щербатов. По уточнению Рустама Рахматуллина - брат Семена Ивановича, владельца усадьбы в конце Подколокольного переулка, которая позже стала имением Н.З. Хитрово, учредителя одноименного рынка. Все свои.
Ещё одно уточнение Рустама: в 1774 году испанский Морской корпус в Кадиксе заказывает парсуну своего бывшего гардемарина Тимофея Щербатова и ряда его однокурсников, " желая толь достойных сотоварищей предать памяти способом портретов".



Информация о датировке частей здания, почерпнутая из материалов историко-архитектурного опорного плана 2003 года, является официальным документом и не может быть не известна руководству Департамента культурного наследия. К тому же, с 2008 года территория утверждена частью достопримечательного места "Хитровка" (на схеме дом показан как памятник, а прилегающая территория находится в режиме запрета капитального строительства и искажения сложившейся композиции).
Тем не менее. Прямая речь Сергея Мирзояна, 1го заместителя главы Департамента: "Ценностью объект не обладает. Рядовой элемент доходного строительства XIX века без выраженного архитектурного оформления. В этой связи было принято решение об отказе включения его в список выявленных объектов культурного наследия".



Подворотня 5го строения выводит нас в следующий, северный дворик бывшей усадьбы Щербатова. И здесь у меня появляются претензии к уважаемым авторам исследования квартала. Строение №4, стоящее по линии Подколокольного переулка (доходный дом чаеторговцев Расторгуевых проживавших в соседнем Доме с атлантами, 1863, третий этаж надстроен в 1880 г., подробнее здесь), оценено ими как рядовой элемент, имеющий важное градоформирующее значение, но ценное лишь своим уличным фасадом. Меж тем, оказался незамечен очень интересный дворовый фасад дома и его интерьеры.




Сейчас мы тут ничего особенного вроде как не видим. Но приглядевшись, можно заметить очертания заложенных клинчатых арок в нижнем этаже здания. Очевидно, это те самые гальдерейки, во второй половине XIX века бывшие ярчайшей особенностью дворов московского центра, а ныне являющиеся штучной редкостью, которая встречается лишь в заповедной окрестности Ивановской горки. Одна арка проездная, остальные заложены. Во 2 и з этажах, вероятно, были столбы, простенки меж которыми стали позднее тройными окнами.
Единственные сохранившиеся трёхэтажные галлереи - на Покровке, 4, но там после революции все арки заменены на столбы.



Слева перед церковью - старое фото галерей на Покровке. Пользуясь аналогией можно предположить, что дворовый фасад дома Расторгуевых был примерно таким:


И, наконец, интерьеры доходного дома Расторгуевых, снятые пять лет назад Андреем deletant.livejournal.com
Несмотря на разгром, замечательная сохранность всех элементов, включая планировку, печи, лестницы, лепные карнизы и столярку. Абсолютно достоверное свидетельство жизни настоящей, непарадной Москвы XIX века.





А это внутреннее пространство галереи:



И подвал, своды которого напоминают своды соседних Соляных подвалов:



Очевидно, что не только фасад, а весь объём с интерьерами должны быть включены в предмет охраны дома, ныне обладающего лишь статусом ценного градоформирующего объекта.  И так же очевидно, что решение Департамента по 5му строению, принятое при закрытых дверях, вопреки данным исследований и статусу достопримечательного места, решает судьбу не только строения, но и всего квартала. Который может быть продан, выпотрошен и насвегда вырезан из общественного городского пространства, а может стать полноценной частью и ещё одним украшением лучшего исторического района центра.



Выход из двора 4го дома к перекрёстку Подколокольного и Подкопаевского переулкого. Вл. Парошин, 1997.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments