
На волне интереса к шехтелевской усадьбе Космодемьянское, связанной с тем, что главный дом рассселен и тревожно пустует, я подумал, что кстати могут прийтись непубликовавшиеся ранее чертежи, бывшие в 1996 году моим дипломом, выполненным на кафедре реставрации МАрхИ под руководством С.С Подъяпольского, Л.А. Шитовой и Г.В Мудрова. Других обмеров, насколько знаю, пока нет. Свои цветные фото куда-то задевал, а эта официальная съёмка нашлась позже в институтской мусорке и была мне передана уже не упомню кем).


Дом Патрикеева относится к "зрелому" периоду творчества Шехтеля, грубо говоря, меж молодёжно-психоделическим модерном дома Рябушинского и взросло-трезвомысленной неоклассикой "Художественного". Он по сию пору пребывает в очень неплохой сохранности. В ХХ веке утрачена лишь фасадная лепнина растительного орнамента, которая может быть восстановлена по фото и аналогичной лепнине в интерьере бывшего парадного зала. Сам зал, смотревший на бывшую реку Химку большими арочными окнами, был разбит перекрытием на два этажа с соответствующим изменением фасада. Также утрачены кирпичные парапеты садовой террасы и ещё кое-чего по мелочи. В 2007 г. были частично заменены подлинные двери, вскоре пропал металлический фонарь парадной лестницы.


Наибольшую ценность представляют витраж и перила парадной лестницы, два камина с зеркалами в 1 и 2 этажах дома, деревянный фальш-свод в корридоре 1 этажа, родная столярка и лепнина. Сколь помню, были сведения о том, что на торцевой стене парадного зала планировалось разместить живописное панно самого Врубеля, но информации о реализации нет (хотя поискать закрашенные росписи и иные элементы внутреннего убранства определённо стоит).

В комплекс входит церковь, выстроенная в усадьбе Василия Зотова, сына знаменитого Аникиты в 1726-30 гг. На чертеже показаны обнаруженные под штукатуркой наличники и даны предложения по частичному восстановлению барочного декора (при реставрации был воссоздан лишь входной портал трапезной). Полностью разрушенная колокольня изображена в габаритах, установленных путём геометрического анализа старых фотографий – колокольня, воссозданная в 2000 году, вышла немного иной в деталях.


Также сохраняется подлинная ограда дома Патрикеева (особенно хорошо декоративное овальное окно с решеткой в её правой части), а слева от въезда в усадьбу находится сводчатый погреб и простой деревянный флигель, современные главному дому.

Эскизный проект предполагал приспособление дома, занимаемого Химкинской городской больницей, под картинную галерею, основой которой должна была стать частная коллекция русской реалистической живописи С.Н. Горшина. С 1993 г. она находится в здании бывшего Горкома партии, но мечтой дарителя было размещение картин в реставрированном доме Патрикеева (коллекция могла бы стать основой некоего культурного центра и Химкинского городского музея, каковой сгорел на закате Перестройки и открыт вновь лишь в 2018 в довольно лаконичном павильоне на территории парка). Благодаря содействию моего отца В.А. Можаева, вообще много способствовавшего организации этой работы, подрамники с дипломным проектом были официально переданы в фонд Горшинской галереи. Как выяснилось, два года назад из Дома Патрикеева наконец съехала больница, драгоценное здание пустует, но вроде бы охраняется.


И ещё одна занятная деталь, которую очень хотелось бы сохранить – лозунг 1930-х, заметный под поздней краской на внутренней стороне ограды: "Наши займы - это займы социалистические, займы капиталистов - ...ской войны ...нрзб".